Эмоциональные барьеры восприятия и понимания учебной информации - Гимназия №5 г. Минска
GYMN5
Версия для слабовидящих
ул. Менделеева, 14
8 (017) 243-38-12

Эмоциональные барьеры восприятия и понимания учебной информации

Новости гимназии
Новости управления
Новости комитета
Новости Министерства
Если положительные эмоции школьника стимулируют его познавательные процессы, то отрицательные переживания могут стать подчас трудно преодолимым барьером между учителем и учеником.

барьер учебной установки, при которой ученик включается в познавательную деятельность без эмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание и воспроизведение либо ради мотива долженствования, либо ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забыванию материала.
барьер авторитарности, при котором учитель эмоционально сковывает ученика безапелляционной подачей материала. В ситуации “интеллектуальной интервенции” чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.
барьер дидактогенного воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы: стойкий страх перед учителем, учебной ситуацией, школой в целом. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы. барьер эмоциональной невосприимчивости встречается у некоторых школьников с низкой эмоциональной культурой, не обладающих богатством переживаний, с плоским, примитивным восприятием красок мира, неразвитым воображением. Таким учащимся трудно "схватить" учебный материал во всей сложности его многоцветья и смысловых оттенков, сопереживать учителю.
барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после урока физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье ученик приносит на урок, эмоциональная перестройка запаздывает, происходит отключение от восприятия материала.
барьер перегрузки учащихся хорошо известен каждому учителю. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему плохое питание - все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состояние детей вызывает быстрое психическое истощение детей, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке.

Своевременная диагностика эмоционального самочувствия учащихся поможет учителю предупредить накопление эмоционального дискомфорта, сняв тем самым эмоциональные барьеры между учителем и учеником.
Поделиться ссылкой: