Эмоции и познавательная деятельность учащихся - Гимназия №5 г. Минска
GYMN5
Версия для слабовидящих
ул. Менделеева, 14
8 (017) 243-38-12
Новости гимназии
Новости управления
Новости комитета
Новости Министерства
Положительные эмоции - необходимое условие активности познавательного процесса, организуемого учителем на уроке. Сам акт восприятия учебной информации в состоянии эмоционального комфорта или даже подъема становится более богатым, объемным, впечатляющим. Переход знаний во внутренний мир личности невозможен без их эмоционального переживания, пристрастного осмысления. Интеллектуальные чувства (удивление, радость открытия, озарения - инсайта, ощущение тайны) являются важной психологической составляющей познавательного интереса. Без их возбуждения на уроке специальными приемами, при излишней рациональности изложения познавательный интерес гаснет, не активизируется. Психологи отмечают, что положительное эмоциональное самочувствие, комфорт, ярко окрашенные эмоции стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и резко повышают восприимчивость мозга к учебной информации.
Эмоции являются весьма заметным стимулятором таких важных, познавательных по своей природе, психических процессов, как память и внимание. Положительно окрашенные эмоции увеличивают силу ассоциаций; ярче, лучше запоминаются образы, которые воспринимались эмоционально. Это же относится и к вниманию: источник эмоциональных переживаний овладевает вниманием человека иногда настолько, что полностью поглощает его.
Столь же важны эмоции при познании внутреннего мира другого человека. Только в режиме активного сопереживания, эмоционального отклика учащийся может оценить, понять, вчувствоваться, присоединиться к предлагаемым ценностям, жизненным смыслам, сделать их органической частью своего личного опыта, своего мировоззрения.
Таким образом, эмоции - мощный союзник учителя в активизации процессов познания мира, социального опыта общества. Чтобы полностью использовать эмоциональный потенциал учащихся, учителю необходимо систематически отслеживать его при помощи специального эмоционального мониторинга урока.
Поделиться ссылкой: