Программа гражданско-патриотического воспитания - Гимназия №5 г. Минска
GYMN5
Версия для слабовидящих
ул. Менделеева, 14
8 (017) 243-38-12

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся учреждений образования, подведомственных управлению по образованию администрации Партизанского района г.Минска

 

«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство — силою его
патриотизма».

 

                                                                                                               Н.Г. Чернышевский

Пояснительная записка

 

Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения Беларуси формируется сегодня в сложных, противоречивых условиях.

Анализ поведения молодежи показывает, что девальвация патриотических ценностей может привести к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом.

Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность активации патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как сегодня оно становится условием национальной безопасности Беларуси.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего Отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Хотя становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Беларуси с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад может и должна внести современная школа.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Это цель нашла отражение и в Кодексе РБ «Об образовании» и в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы. Уверены, что патриотическое воспитание найдет свое продолжение и в обновленной  Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы.

Все выше изложенное определяет актуальность разработки и реализации в управлении по образованию администрации Партизанского района г.Минска целевой программы гражданско-патриотического воспитания «Я — гражданин и патриот Беларуси».

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.

Программа ориентирована не только на учащихся школы, но и педагогов, а также законных представителей детей. Она определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

 Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды.

Реализация Программы призвана способствовать:

 

 

2. Цели и задачи Программы:

Идея Программы: воспитание чувства ответственности за будущее Родины, содействие консолидации белорусского народа.

Цель Программы: развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения учащихся; воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

 

 

 

 

 

Темы занятий

по идеологическому, гражданско- патриотическому воспитанию для учащихся 9-11 классов

 

№ п/п

Тематика занятия

Сроки проведения

1

Глобальные проблемы современного общества в XXI веке (войны и мира, энергетический кризис, экологический кризис). Геополитическое положение Республики Беларусь

Февраль

2

Войны в истории человечества. Информационная война

Февраль

3

Международная политика на современном этапе. Очаги напряженности

Февраль

4

История становления белорусской государственности

Февраль

5

История государственной символики Беларуси

Март

6

Международное положение накануне Второй мировой войны

Обострение международных отношений. Военно – политические блоки. Мюнхенский сговор. Политика умиротворения и попытки создания системы коллективной безопасности. Договор о ненападении. Секретный протокол.

Март

6.1

Организация работы на базе ЦДОДиМ «Виктория» клуба реконструкции

Март

7

Начало Второй мировой войны.

Причины, характер мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Вступление советских войск в Западную Белоруссию. «Странная война». Оккупация стран Европы. Присоединение Прибалтики к СССР. Подготовка Германии к войне с СССР.

Март

8

СССР и Беларусь накануне Великой Отечественной войны.

Советская политика, экономика, наука, культура. Укрепление обороноспособности. Западный военный округ.

Март

9

Начало Великой Отечественной войны

Цели фашистской Германии против СССР. План «Барбаросса». Нападение на СССР. Героизм пограничников. Брестская крепость. Сравнение сроков противостояния европейских стран и погранзастав Беларуси. Мобилизация, ополчение, эвакуация.

Март

10

Оборонительные бои в Беларуси. Героизм, мужество, патриотизм защитников.

Оборона Минска, Могилева, Витебска, Гомеля. Захват   страны. Битва за Москву. Вступление в войну США и Японии. Создание антигитлеровской коалиции.

Апрель

11

Оккупационный режим. «Новый порядок». Калаборционизм.

Апрель

12

Экскурсия в Тростинец (виртуальная экскурсия на сайте СШ №77)

Апрель

12.1

Участие лучших представителей учащихся учреждений образования в Республиканском автопробеге «Минск – Брест с проживанием на территории Брестской крепости (для детей - бесплатно). Экскурсия по крепости, лазертаг, пейнт-бол в крепости, Фестиваль Реконструкции 1 и 2 Мировых войн.

23 – 25.04.2021

13

Политика геноцида, грабежа и насилия.

Концентрационные лагеря, гетто, карательные операции. Депортация населения в Германию. Остарбайтеры.

Апрель

14

Экскурсия в Масюковщину.

Май

 

Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях.

Движение Сопротивление. Партизанское движение на оккупированной территории. Подпольная борьба. Партийное, комсомольское подполье, антифашистское движение.

Май

15

Боевая, диверсионная и агитационно – пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков.

«Рельсовая война». Партизанские рейды, зоны. Помощь тылу. Формы и методы борьбы подпольщиков. Деятельность подпольщиков в Минске. Героизм и мужество партизан и подпольщиков.

Май

16

Участие молодежи в антифашистском движении

Май

17

Начало освобождения Беларуси

Май

18

Посещение памятника Яма.

Июнь

19

Виртуальная экскурсия по памятным местам Минска.

Июнь, школьные лагеря

 

Организация экскурсионного движения: Хатынь, Линия Сталина, Брестская крепость, Буйничское поле, малоизвестных памятников истории Великой Отечественной войны

Июнь - август

20

Обзор пройденного материала

Сентябрь, после 1-го урока, традиционный классный час

21

Советский тыл в годы войны.

Перевод экономики на мирные рельсы. Трудовой подвиг советского народа. «Все для фронта! Все для Победы!» Белорусы - герои тыла.

Сентябрь

22

Освобождение Беларуси от немецко – фашистских захватчиков.

Операция «Багратион». Боевая деятельность партизан и подпольщиков. «Рельсовая война». Освобождение Минска. Изгнание германских захватчиков с территории Беларуси. Значение освобождения Беларуси.

Сентябрь

23

Разгром нацистской Германии и милитаристской Японии.

Открытие второго фронта. Берлинская операция. Встреча союзников на Эльбе. Капитуляция Германии. Ялтинская и Потсдамская конференции. Нюрнбергский процесс. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.   Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Международное значение Победы над Германией.

Сентябрь

24

Итоги и уроки войны

Основание ООН. БССР – одна из стран основателей ООН. Вклад белорусов в разгром фашизма. Людские и материальные потери и жертвы

Сентябрь

25

Неизвестные факты о Великой Отечественной войне: Гродно

Октябрь

26

Неизвестные факты о Великой Отечественной войне: Гомель

Октябрь

27

Неизвестные факты о Великой Отечественной войне: Могилев

Октябрь

28

Неизвестные факты о Великой Отечественной войне: Витебск

Октябрь

29

Неизвестные факты о Великой Отечественной войне: Брест

Ноябрь

30

Неизвестные факты о Великой Отечественной войне: Минск

Ноябрь

31

Роль личности в истории. Деятельность известных политических и государственных деятелей

Ноябрь

32

Виртуальная экскурсия «Их именами названы улицы Партизанского района г. Минска (СШ 183)

Ноябрь

33

Послевоенное становление Минска. Из руин и пепла в столицу БССР

Ноябрь

34

Посещение музея Великой Отечественной войны

Декабрь

35

Организация волонтерского движения помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны

Декабрь


Поделиться ссылкой: